Трёхмиллионный город Дубай, столица одноимённого эмирата в составе федерации из остальных 6-и Объединённых арабских эмиратов начал своё интенсивное развитие из портового городка с примерно 40 тысячами жителей (в 1975-м году) как раз в начале 90-х годов прошлого века, т.е. – во времена восстановления на карте мира государства «Россия», ранее растворённого в имперских недрах Советского Союза. Но в отличие от Дубая главный успех РФ (кроме строек вроде «Крымского моста») – это лишь то, что она всё ещё жива. А ведь всё могло быть, как в Дубае или в других эмиратах.
Инвестирование доходов, а не вывоз за границу
Вот потому очень полезно разобрать причины экономического успеха Дубая и Объединённых арабских эмиратов (ОАЭ) и, главное, - в сравнении с нормативами Российской Федерации. По закону ОАЭ в любой компании по добыче полезных ископаемых правительству должно принадлежать, как минимум 60% акций. Доходы от ведущих отраслей экономики или полностью поступают государству, или облагаются налогами, забирающими львиную долю прибыли. В РФ «принадлежат» государству лишь около 50% акций и лишь от трёх компаний – «Газпром», «Роснефть» и «Татнефть» (см. 1).
Принадлежность государству здесь весьма спорная, т.к., «государственные» акции, например, «Роснефти» образуют ОАО «Роснефтегаз». А вот в ОАЭ государственная собственность не подлежит сомнению, т.к. правительство эмиратов подконтрольно Высшему совету из 7-и эмиров. Манипулирование доходами в таком числе коллективных собственников невозможно. При значительно большем числе был бы возможен сговор определённых групп, а при меньшем – подавление верховного шейха эмирата Абу-Даби, который является и главой федерации.
Все доходы, поступающие в эмиратах из нефтегазового сектора, в обязательном порядке направляются на развитие других отраслей экономики: строительства, туризма, городской инфраструктуры и международной торговли. Такая стратегия также закреплена законодательно и беспрекословно выполняется шейхами, не желающими отставать друг от друга в общей конкуренции развития. В России же миллиардеры в основном соревнуются яхтами и зарубежными недвижимостями.
В эмиратах не ждали инвесторов, а создали механизм обязательного инвестирования в виде доходов от торговли продуктов нефтегазовой отрасли. Вот потому в ОАЭ западные специалисты из ведущих в своих отраслях мировых компаний без всякого приглашения становятся в очередь на оформление организационно и финансового фактически готовых совместных предприятий. Политика обязательного внутреннего инвестирования позволила Дубаю с малыми запасами нефти по сравнению с Абу-Даби получить от федерального правительства огромные кредиты на строительство инфраструктуры (в виде морского порта, огромного аэропорта, высочайших небоскребов и гостиниц) для задуманного шейхом Дубая международного финансово-экономического центра.
Гибкие налоги и фиксированные цены
Диверсификации экономики способствовала и продуманная налоговая политика. В ОАЭ до 2017 года не было налога на добавленную стоимость (НДС), а сейчас — лишь 5%. В России НДС варьирует от 10 до 20 %, что и означает низкую доходность всей экономики. В Росси действует общая суммарная ставка налога на прибыль в размере 20%, что показывает непрозрачность действий в первую очередь крупных компаний. Т.е. такая общая «гребёнка» - следствие коррупции в крупных отраслях промышленности.
В эмиратах же коррупция невозможна из-за того, что она не только становится воровством у самих эмиров, но и выглядит кражей из собственного дома , а потому сравнима с государственной изменой и общественно порицается, строго караясь. Вот потому налог на прибыль в эмиратах варьирует от 10 до 55%, исходя из размера прибыли — соответственно до 2-х и свыше 5 млн. дирхамов (40-100 млн. руб.) Последнюю ставку вменяют и всем нефтедобывающим компаниям, причем им ее могут увеличить и до 85%.
Компании не из нефтегазового сектора и не филиалы местных банков, получающие прибыль до 1 млн. дирхам в год (около 20 млн. руб), могут быть вообще освобождены от налога на прибыль. Т.е. средний бизнес в ОАЭ, как и население, платят близкие к нулю налоги (кроме иностранных банков и компаний нефтедобывающего сектора). Средняя ставка банковского кредита колеблется от 3 до 6% годовых при официальной потребительской инфляции около 3,5% (см. 2). При этом около трети ставки для бизнеса погашает государство .
Стабильное развитие экономики под жёстким и даже плановым государственным контролем позволяет федерации эмиратов держать низкую цену на бензин, фиксировать цены на тысячи основных лекарств, тарифы на электричество и воду, цены на большое число потребительских товаров. Ритейлеры (владельцы супермаркетов) обязаны утверждать цены на товары у специального комитета. А за превышение цен можно лишиться и бизнеса, и свободы.
Опыт Дубая и всей федерации эмиратов вполне можно перенести и на Россию, несмотря на уже упущенное время. Миллиардеры, выводящие в основном деньги за рубеж, а не направляющие их на развитие экономики, хотя и закрепили её на рыночных рельсах, но теперь нужны лишь их семьям и друзьям, а вовсе не стране. Государственная структура эмиратов вполне применима и для России, как также Федерации, но с соответствующим изменением, например, в виде местных советов без партийного устройства, как анахронизма западной «демократии». Но это другая тема.