Недавно избранная президентом Молдавии Майя Санду заявила, что верит в перспективу воссоединения Молдавии с Приднестровьем при условиях мирного решения конфликта и «полного вывода российских войск с территории Молдовы». Как и в случае поведения украинских властей относительно Донбасса и Крыма, воссоединение с непризнанным государственным образованием М. Манду в реальности превращает в некую «де-оккупацию» территории своей страны. Вот потому, как и Киеву по отношению к Донбассу и Крыму, молдавским властям нужно вовсе не воссоединение с гражданами бывшей Молдавской ССР. Они хотят «чистого» возвращения территории с развитой промышленной инфраструктурой без всякого учёта интересов людей, там проживающих. А разве это не претензии к целостности России? Ведь и население Приднестровья - наполовину граждане России и левый берег Днестра не имеет отношения к Молдове.
Население Приднестровья не считает себя молдавскими подданными.
До 1940-го года Приднестровье, называясь Молдавской Автономной ССР со столицей в Тирасполе, в составе единого Советского Союза была частью Украины. Потому молдавским Приднестровье называлось не по принадлежности территории, а примерно по третьей части её населения, причислявших себя к молдаванам (остальные в основном считали себя русскими и украинцами). Это же относится и к нынешнему названию Приднестровья «Приднестровской Молдавской республикой» (ПМР). После отторжения правобережья Днестра или Бессарабии, а также Буковины от Румынии и присоединения этих территорий к Советскому Союзу в 1940-го году была образована Молдавская ССР.
Авторитарная и бездумная союзная власть (как и в случае с Нагорным Карабахом, и с Крымом, и с Донбассом, и с Абхазией, и с Южной Осетией) без всякого учёта исторических связей территорий не только слила Приднестровье с румынской Бессарабией, но и включила южную часть Приднестровья (с большей часть Гагаузии) в состав Одесской области Украины. Затем также волюнтаристская, не имеющая чёткой политической концепции союзная программа «перестройки» (на деле разрушения) привела к тому, что в 1989-м году Верховный совет Молдавской ССР придал молдавскому языку статус «единственного государственного» по всей территории республики, включая Приднестровье и Гагаузию.
Это встретило вполне объяснимое неприятие жителей Приднестровья и Гагаузии, не желавших «румынизации». В 1990-м году Народный фронт Молдавской ССР, исходя из незаконности отторжения Бессарабии от Румынии и незаконного создания Молдавской ССР потребовал переименовать Молдавию в «Румынскую республику Молдова». По этой причине органы самоуправления Приднестровья и Гагаузии, исходя из обратной такой же незаконности присоединения их территорий к бывшей румынской Бессарабии, провозгласили независимость Приднестровья и Гагаузии от Молдовы, но в составе Советского Союза.
После распада Советского Союза в 1991-м году власти Молдовы, получив независимость, и «забыв» о незаконности создания Молдавской ССР, развязали войну с народом Приднестровья и Гагаузии. Боевые действия были прекращены лишь в августе 1992-го года миротворцами из размещённой в Приднестровье 14-й российской армии под командованием генерала А. Лебедя.
Историческая принадлежность Приднестровья и Гагаузии к России.
Приднестровье после прекращения военного конфликта получило статус непризнанной республики, а Гагаузия, позарившись на турецкие деньги, согласилась войти на правах расширенной автономии в состав Молдавии. А это как раз и не позволяет Молдове слиться с Румынией. В 2006 году в Приднестровье прошёл референдум, в котором за присоединение к России проголосовали 97,2 % избирателей (см.1).
В декабре 2013 года Верховный Совет Приднестровья (ПМР) в первом чтении (без ответных действий России) принял законопроект о применении на территории непризнанной республики Российского федерального законодательства, а в марте 2014 года попросил Госдуму России разработать закон, позволяющий принять ПМР в состав РФ. Более того, и основателем Тирасполя, столицы Приднестровья считается великий русский полководец А. Суворов, которому потому в 1979-м году на главной площади Тирасполя установлен грандиозный памятник. И разве этично даже обсуждать возможность передачи Суворова другому государству, но что делает российская власть?
Отсюда в наличии все (и юридические, и плебисцитные, и исторические) основания считать Приднестровье российской территорией и рассматривать претензии Молдовы в отношении Приднестровья посягательством иностранного государства на законно выраженные интересы России, а не рассусоливать с Молдовой несуществующую «проблему Приднестровья». Кроме того, Приднестровье (уже в составе России) имеет все основания требовать от Украины возврата части Одесской области, незаконно отторгнутой от Приднестровья во времена СССР, и настаивать на воссоединении с Гагаузской автономией. А ведь воссоединение Приднестровья с Гагаузией позволило бы Молдове влиться в Румынию, свершить её давнюю мечту (но, конечно, с навечно нейтральным статусом территории Молдовы). Неужели российской дипломатии не догадаться действовать в таком ключе? Спасибо за внимание!