1. Не было обозначено, что тот исторический период – это вовсе не время повсеместных убийств, зверства и животных поступков, к восприятию чего ведут впечатления от фильма. Не было показано, что военные действия в то время велись лишь между особыми вооружёнными отрядами, княжескими дружинами и дружинами каганов (например, - у печенегов), без привлечения больших масс народа (без образования армий). Ведь и теперь на фоне мирной жизни постоянно проводятся операции силовых государственных структур (не говоря уже о чисто бандитских «разборках»). Основной же народ, как и теперь, занимался торговлей, ремёслами, зодчеством и искусством. Княжеские дружины потому в первую очередь охраняли торговые пути и места торговли, каковыми и были города.
2. В начальное время (ещё до основания Великого Новгорода в начале 9-го века) подобием бандитского «крышевания» торговых путей действительно, как раз и занимались руссы - прибалтийская ветвь викингов. Но после основания Новгорода возникла уже начальная общность русских людей, как людей из местного (славянского, финно-угорского, прибалтийского и булгарского) населения, работавших, служивших и торговавших у руссов. Потому ко времени крещения Руси (конец 10-го века) появились самостоятельные местные купцы и крупные (в первую очередь, новгородские) хозяева, называвшие себя уже русскими. Это значит, что в дружине князей-руссов, были, кроме нанятых викингов-руссов и новгородские воины, как уже именно русские воины. Кроме того, и сам князь Владимир относил себя уже не к руссам-викингам, а – к именно русским, имея славянское (новгородское имя) по причине того, что язык славянских кривичей стал и общим языком общения в русской общности. И это не было показано в фильме.
3. Викинги-руссы не были язычниками в полном смысле слова, они исповедовали магизм или волхование. Магизм потому исповедовала и большая часть русской общности. Магизм, принимая существование только единого Бога, уповал не на помощь Божью через исполнение заветов с Ним, а - на магические силы природы, чем и занимались священники-маги или волхвы (не прибегая, кстати, к человеческим жертвоприношениям). Потому явно языческое капище (с человеческими жертвоприношениями) в Киеве было лишь попущено руссами-варягами для того, чтобы не портить отношения с местным населением. И Киев был, в отличие от Новгорода не русским городом, а центральным торговым местом и военной крепостью, основанной на торговом пути, и куда была перенесена потому и столица государства всей русской общности. Так вот, магизм, имевший знание о едином Боге и позволил Владимиру выбрать христианство, как именно православие, государственной религией, после того, как Корсунь вошла в состав Руси. Владимир потому не был неким тёмным язычником, что представлено в фильме, хотя и пришёл к православию от магизма покаянием. К тому же и викинги-руссы, как и вся новгородская русская дружина Владимира, обладали и письменностью, и знанием навигации, а не были подобием диких воинов, изображённых в фильме. Но в целом фильм имеет художественную ценность (его можно смотреть несколько раз).
Подробнее см. "Занимательное различение 2".
|